Издревле суваро-булгаро чуваши придавали особое, сакральное значение звучанию музыкальных инструментов. Ощущая необыкновенную силу воздействия инструментальной музыки, в народе было сложено о ней много поговорок и загадок. Само же появление музыкальных инструментов и инструментальной музыки
приписывалось разным божествам. Музыканты, владевшие исполнительским
искусством, были весьма почитаемы как носители сверхъестественной силы.
Тункăр — род бубна
Тункăр / тăнкăрма / хăнкăрма (род бубна) изготавливался из деревянной обечайки, обтянутой с одной стороной кожей. Считается, что первые бубны появились на территории Азии во II – III веках, когда шаманы первобытных племен использовали их в своих магических ритуалах.
Род бубна. По другим вариантам, мог называться танкарма, ханкарма. Изготавливался тункар из деревянной обечайки (в наше время можно делать из фанеры), обтянутой с одной стороны кожей. Колокольчики, бубенчики, кольца могли прикреплять как с внутренней, так и с внешней стороны.
Сăрнай — музыкальный инструмент типа волынки
Он неоднократно упоминался многими исследователями среди других чувашских музыкальных инструментов. Духовой инструмент сурна (зурна) был широко известен как на Востоке, так и на Западе. Название его у многих народов звучит почти одинаково: сăрнай (чувашское), сурнай (таджикское, узбекское), зурнай (кумыкское), сурна (русское), зурна (грузинское, персидское, армянское, азербайджанское), сурма (белорусское, украинское), сур суур (бурятское), цур (монгольское), сона (китайское). Возможно, что зурна возникла в Средней Азии или пришла туда из древних цивилизаций. На запад ее могли занести протоболгары. Она упоминается в русских летописях при описании штурма и взятия булгарского города-крепости Ошеля (на Волге) войсками Юрия Всеволодовича в 1219 г. [Бертков. С. 43]. В.М. Кривоносов писал: «В тех селениях, где имеется исполнитель на сăрнай, последний пользуется у населения большой любовью и, можно сказать, особым уважением: для многих с сăрнай связывается представление о древнем быте чувашей. В деревне Алдиарово (Янтиковский район) многие говорили мне о том, что сăрнай — инструмент самый чувашский и что музыка, исполняемая на нем, самая чувашская.
Шăхлич (варианты названия шăкăлчи, шăклит, шăличăк, шăхăрчă, шăхлечи, шăхлынчă, шăхлычĕ и др.) — продольная флейта из твердой древесины. Один из самых распространенных чувашских музыкальных инструментов. О шăхлич В.М. Кривоносов писал: «Играет на этом инструменте преимущественно молодежь (мужчины) в весеннюю и летнюю пору. Больше всего можно услышать игру на шахлич по окончании весеннего сева, когда молодежь гуляет в лесу (в верховых районах), и в период сенокоса, когда на флейте играют по вечерам, после работы крестьяне, остающиеся ночевать в поле... Мелодии, исполняемые на флейте, лирического или танцевального характера; песенные мелодии исполняются на инструменте сравнительно редко...».
Кавал (вариант названия — тӳттӳрӳк и др.) — сигнальный инструмент, мог изготавливаться из коры, которую сварачивали в конусообразную трубку, или металла. Известно, что некоторые музыкальные инструменты применялись в военном деле. С помощью них подавали команды. Также они могли использоваться в качестве сигнальных, предупреждающих о нападении. Для оповещения о появлении и нападении разбойников группа деревень устраивала сигнализации рогами — изогнутыми трубами с расширяющимся концом. Для каждой деревни заранее определялся вид сигнала.
Сăрнай вулли (род жалейки) отличается от сурны тем, что не имеет воздушного резервуара. Тăм сăрнай (сурна из глины) – корпус инструмента изготавливался из обоженной глины, а чĕлĕх (пищик) из гусиного пера и имел 2–3 мелодических отверстия. Çăка сăрнай (сурна из липовой коры) – дудка из вставленных одна в другую трубочек, снятых с липы. В узкий конец затыкали пробку с пищиком и высверливали мелодийные отверстия.
Хăнкăрав (бубенчик) – полый шар, в котором при встряхивании свободно перекатывался металлический шарик, издавая своеобразный звук. Суваро-булгары использовали его в украшениях упряжи и бубнов для создания мелодичного звукового фона при движении.
Шăпăр — род пузырной волынки
Духовой инструмент типа чувашского шăпăр есть и у других народов, и названия их почти совпадают, что доказывает общность их происхождения: шăпăр (чувашское), шейпур (персидское), шофар (еврейское), шоор (тувинское), шувыр (марийское), жимбур (бурятское). Это старинный и в прошлом весьма распространенный музыкальный инструмент чувашей, без участия которого не обходилось ни одно народное празднество.
Музыке шăпăр приписывался «широкий спектр действий». На нем наигрывали, например, во время заклания жертвенных животных, во время следования гроба на кладбище и похорон. Обязательным было исполнение шăпăр на свадьбах и сопровождение плача невесты. В составе ансамблей и соло шăпăр звучал на ярмарках, молодежных гуляниях, Акатуях и других праздниках и обрядах. Когда на свадьбе встречались два исполнителя на шăпар, один из свиты жениха, другой из свиты невесты, то между ними начиналось своеобразное состязание. Победителем считался тот, кто был в состоянии играть большое время без отдыха и тем самым заслуживал уважения в обществе.