Охота и рыболовство
Охота – уходящая корнями в глубокую древность занятие у населения Волжской Булгарии, всегда занимала важное место. Добытые шкуры соболей, горностаев, куниц, бобров, лисиц, белок и пр. шли через торговые пути на рынки Средней Азии, южных стран, отправлялись на запад – на Русь и в Европу.
В степных районах и лесах устраивалась облавная охота, которая одновременно была своеобразным воинским учением, где с раннего возраста принимали участие и подростки. Особой популярностью пользовалась соколиная охота (кăйкăр сунарӗ).
Существовали многочисленные обряды и поверья, связанные с охотой. Суваро-булгаро-чуваши строго соблюдали установленные веками правила – на зверей ходить осенью и зимой, а птиц не беспокоить в период высиживания яиц и выхаживания птенцов.
Значительное место среди занятий населения Волжской Булгарии занимало рыболовство, что подтверждают многочисленные находки деталей и предметов рыболовных снастей на всей ее территории. Повествование, связанное с рыбой, сохранилось в суваро-булгаро-чувашских сказках. На узорах рубах вышитые контуры различных лодок и фигуры двух рыб у Древа Жизни. Изображение рыб сохранились и на многих изделиях Волжской Булгарии: зеркалах, матрицах, бляхах, монетах и пр.
Семья
Старинная суваро-булгаро-чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей. Но не только бабушки и дедушки принимали активное участие в воспитании малышей. Огромную роль в этом процессе играли соседские семьи и старейшины.
В суваро-булгаро-чувашской культуре существует понятие семь благословений (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое) – çичĕ пил, считалось, что если человек соответствует им, то он совершенный, воспитанный человек.
В суваро-булгаро-чувашской семье жена была равноправна с мужем, не было обычаев, унижающих женщину. В хозяйстве обязанности женщины и мужчины семьи разделялись, жена выполняла работу по дому, проводила много времени с детьми, муж работал в поле. Мужчины в семье выполняли грубую работу, но при необходимости женщина могла взять на себя мужские обязанности.
В семье очень ценился труд, соблюдались традиции и обычаи, глубоко чтили память предков. Отношения строились на поддержке, уважении и взаимопомощи каждому члену семьи. Огромное внимание уделялось разностороннему воспитанию детей, ведь им предстояло продолжить род.
Киремет
Для общения с духами Ушедших Предков (Ваттисем) возле каждого поселения в оврагах около дерева и недалеко от природного источника воды находился Киремет. На нём слово Турă (Бог) не произносили, поминали только Ваттисене – духов Ушедших Предков. Поэтому не могло быть понятия злого или доброго Киремет. Отрицательное или положительное воздействие этого места на конкретного человека зависело от отношения этого человека к своим Предкам при их жизни. Киремет являлся второстепенным святилищем по сравнению с Уй чӱк (самое главное почитаемое место для поклонения Турă), и соответственно подношения к нему были более скромными.
Примечательно, что общение с Турă (Богом) на Уйчӱк и духами Ушедших Предков (Ваттисем) на Киремет происходило через растущие там деревья или заменяющие их юпа (столбы), которые с древнейших времен имели особое магическое и ритуальное значение служа символом Ама Йывăç (Древа Жизни, Мирового Древа) и являясь Тĕп тĕнĕл (центральной осью) потока божественной энергии между Пĕлĕт (Небом) и Çĕр (Землей), по которой осуществлялось общение с Богом и Ушедшими Предками