Благородные, спокойные и покладистые
Кочевники или нет?

Советские историки долгое время выстраивали теорию, что казанские татары и есть наследники волжских булгар, но их язык и близко не похож на суваро-булгарский язык. Чувашский язык единственный в мире, который называют живым языком суваро-булгар и они, являются прямыми наследникам Волжской Булгарии. Сугубо земледельческий характер чувашской культуры тоже указывает на это.

В начале XIII в. кочевники монголо-татары, как завоеватели, пришли на их земли. Чувашами суваро-булгар скорее всего назвали кочевники-захватчики. «Чуваш» – с тюркского переводится как благородный, спокойный и покладистый.

Когда кочевники разрушили Волжскую Булгарию, потомки современных чуваш отступили в леса, куда татаро-монгольская конница не могла добраться. Те, кто не смог скрыться, были ассимилированы татарами и приняли мусульманскую веру. Большая часть чувашей, которые укрывались в лесах, придерживались этнической веры. Этим и объясняется факт практически неискаженного суваро-булгарского языка у современных чувашей.

В списках Типографской летописи они впервые упоминаются как «чюваши» в 1521 году. Но как так внезапно появляется такой крупный этнос, да ещё со своим особо-архаичным, древним языком? Все больше историков склоняются к тому, что чуваши и есть те самые суваро-булгары, которые исчезли как народ после татаро-монгольского нашествия. Более того современные историки считают, что чуваши являются древнейшим этносом. Например, такую теорию выдвигал еще во времена СССР филолог, академик Николай Марр. Он считал, что первое Булгарское государство основали древние шумеры в X–III вв. до нашей эры.
Земледелие

Земледелие у суваро-булгар и современных чувашей в сочетании с животноводством составляло основу сельского хозяйства.

Известное выражение Ибн-Руста (X в.): «Булгары – народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие». Многочисленные находки на всей территории Волжской Булгарии наконечников пахотных орудий свидетельствуют о повсеместном распространении земледелия.

У суваро-булгаро-чувашей начало и завершение сельскохозяйственных работ отмечалось общесельскими и семейно-родовыми обрядами и жертвоприношениями. Всегда в них сперва обращались к Верховному Богу (Турă). По суваро-булгаро-чувашской мифологии, он создал три рода хлебов (озимые, яровые колосовые и бобовые), передал людям земледельческие орудия (соху – акапуç, плуг – сухапуç, серп – çурла и др.), порядок и приёмы сельскохозяйственных работ. У него испрашивали благодать, плодородие. Считалось, что Он, часто спускаясь на землю, осматривает засеянные поля.

Пивоварением могли заниматься только земледельческие народы, так как процесс его изготовления требовал оседлого образа жизни, определенного временного цикла, связанного только с земледелием. Пиво у суваро-булгаро-чувашей – это сугубо ритуальный и лечебный напиток. Исследователями доказано, что все этапы приготовления пива у них полностью совпадали с древним процессом пивоварения народов Месопотамии и Египта.
Охота и рыболовство

Охота – уходящая корнями в глубокую древность занятие у населения Волжской Булгарии, всегда занимала важное место. Добытые шкуры соболей, горностаев, куниц, бобров, лисиц, белок и пр. шли через торговые пути на рынки Средней Азии, южных стран, отправлялись на запад – на Русь и в Европу.
В степных районах и лесах устраивалась облавная охота, которая одновременно была своеобразным воинским учением, где с раннего возраста принимали участие и подростки. Особой популярностью пользовалась соколиная охота (кăйкăр сунарӗ).
Существовали многочисленные обряды и поверья, связанные с охотой. Суваро-булгаро-чуваши строго соблюдали установленные веками правила – на зверей ходить осенью и зимой, а птиц не беспокоить в период высиживания яиц и выхаживания птенцов.

Значительное место среди занятий населения Волжской Булгарии занимало рыболовство, что подтверждают многочисленные находки деталей и предметов рыболовных снастей на всей ее территории. Повествование, связанное с рыбой, сохранилось в суваро-булгаро-чувашских сказках. На узорах рубах вышитые контуры различных лодок и фигуры двух рыб у Древа Жизни. Изображение рыб сохранились и на многих изделиях Волжской Булгарии: зеркалах, матрицах, бляхах, монетах и пр.
Семья

Старинная суваро-булгаро-чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей. Но не только бабушки и дедушки принимали активное участие в воспитании малышей. Огромную роль в этом процессе играли соседские семьи и старейшины.
В суваро-булгаро-чувашской культуре существует понятие семь благословений (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое) – çичĕ пил, считалось, что если человек соответствует им, то он совершенный, воспитанный человек.

В суваро-булгаро-чувашской семье жена была равноправна с мужем, не было обычаев, унижающих женщину. В хозяйстве обязанности женщины и мужчины семьи разделялись, жена выполняла работу по дому, проводила много времени с детьми, муж работал в поле. Мужчины в семье выполняли грубую работу, но при необходимости женщина могла взять на себя мужские обязанности.

В семье очень ценился труд, соблюдались традиции и обычаи, глубоко чтили память предков. Отношения строились на поддержке, уважении и взаимопомощи каждому члену семьи. Огромное внимание уделялось разностороннему воспитанию детей, ведь им предстояло продолжить род.
Киремет

Для общения с духами Ушедших Предков (Ваттисем) возле каждого поселения в оврагах около дерева и недалеко от природного источника воды находился Киремет. На нём слово Турă (Бог) не произносили, поминали только Ваттисене – духов Ушедших Предков. Поэтому не могло быть понятия злого или доброго Киремет. Отрицательное или положительное воздействие этого места на конкретного человека зависело от отношения этого человека к своим Предкам при их жизни. Киремет являлся второстепенным святилищем по сравнению с Уй чӱк (самое главное почитаемое место для поклонения Турă), и соответственно подношения к нему были более скромными.

Примечательно, что общение с Турă (Богом) на Уйчӱк и духами Ушедших Предков (Ваттисем) на Киремет происходило через растущие там деревья или заменяющие их юпа (столбы), которые с древнейших времен имели особое магическое и ритуальное значение служа символом Ама Йывăç (Древа Жизни, Мирового Древа) и являясь Тĕп тĕнĕл (центральной осью) потока божественной энергии между Пĕлĕт (Небом) и Çĕр (Землей), по которой осуществлялось общение с Богом и Ушедшими Предками