Боевой топор (вăрҫă пуртти) – древковое ударное оружие ближнего боя, история которого уходит корнями в глубь веков.
Найденные в Волжской Булгарии топоры (пуртăсем) можно разделить на три группы: боевые, рабочие и универсальные, отличающиеся размером и весом.
Известны различные группы боевых топоров (вăрҫă пурттисем). Своеобразной отличительной формой суваро-булгарских топоров были подчетырёхугольные обухи-бойки с двумя парами округлых щековиц. Лезвия этих топоров могли быть от вытянутых широколопастных до клиновидных. Примечательно, что подобное строение обуха не встречается ни в одном Волго-Уральском регионе и характерно только для топоров Дунайской Болгарии и Волжской Булгарии. Суваро-булгары также использовали топоры с парой подтреугольных щековиц, характерных и для местных народов края, входящих в Волжскую Булгарию (марийцев, мордвы, удмуртов, славян, башкир и др.).
Боевой топор (вăрҫă пуртти)
Боевой топор-чекан (таккамалли пуртă). К специализированным боевым топорам, тоже известным с древности, относится группа топоров, так называемых чеканов или клевцов. Массивный молотковидный обух и узкое клиновидное или заостренное лезвие придавали им большую ударно-пробивающую силу, сокрушающую большинство доспехов того времени.
В особую группу выделяются близкие по формам к другим боевым чеканам, инкрустированные золотом и серебром лезвиями топорики. Изображённые на них Лубадага (Лупатака – Священный Баран), Древо Жизни (Ама Йывăҫ), Мировая Гора (Ама Ту), Трёхуровневый Мир, орнамент и растительные мотивы с магическим значением отображали мировоззрение суваро-булгар и перекликались с другими их изделиями, где тоже изображены подобные символы. Орнаментированные топорики (капăрлатнă пуртăсем) служили своего рода оберегами и информационными средствами для своих владельцев.