Щит (питлĕх, хулкан) применялся предками суваро-булгар – субарейцами – ещё в Северной Месопотамии, когда они проживали по соседству с хурритами, урартами, шумерами и другими народами Кавказа и Причерноморья. Дальнейшее развитие щит получил в Великой и Дунайской Болгарии, Суварском царстве, при салтово-маяцкой культуре и в Волжской Булгарии. На рисунках из Радзивиловской летописи суваро-булгары изображены с круглыми и миндалевидными щитами.

Щиты изготавливались специальными ремесленниками-бронниками и кузнецами. На территории Волжской Булгарии выявлены фрагменты умбонов – накладок, прикрывающих центральную часть щита, многочисленных выпуклых круглых пластин с небольшими отверстиями, расположенными рядами по всей его поверхности.

Щит являлся универсальным защитным средством для воинов всех категорий, и им пользовались дружинники, легково-оружённые всадники и пехотинцы.
Щит (питлĕх, хулкан)
Меч (кăлăч) – наступательное холодное оружие с прямым, обоюдоострым в рабочей части клинком ромбовидного сечения, известен с античных времён. В комплексе вооружения суваро-булгар меч играл значительную роль и появился в Волжской Булгарии ещё в период становления ранней государственности как наследие савромато-сарматской и салтово-маяцкой культур. Находки таких мечей и их обломков на всей территории Волжской Булгарии довольно многочисленны.

Навершия рукояти мечей у суваро-булгар имели богатое декоративное оформление.

На территории Волжской Булгарии также выявлены несколько мечей, относящиеся к каролинским и романским типам. Мечи с подобными навершиями были распространены в Древней Руси и Прибалтике в XII–XIII вв. и обычно считались западным импортом. Появление этих мечей в Волжской Булгарии учёные связывают со становлением и укреплением Балтийско-Волжского (Великого Волжского) пути. Такие мечи являлись редким и дорогим оружием и использовались в основном знатными воинами-профессионалами.

Сабля – холодное оружие с изогнутым клинком – предназначалась для нанесения кругового скользящего удара с захватом большой поверхности тела. Появление сабли у ранних суваро-булгар Поволжья относится к VII в., а в X–XIII вв. она стала одним из основных видов наступательного оружия.

Палаш (тӳрĕ хĕҫ), с однолезвийным, реже обоюдоострым прямым клинком с заостренным концом, сочетает в себе качества сабли и меча, был распространён и у суваро-булгар. Часто его называют однолезвийным мечом. В раннем Средневековье на полях сражений господствовали палаши, а с массовым распространением жесткого седла в VII–IX вв. – сабли.
Копье олицетворяло силу, воинскую доблесть и социальный статус его владельца. У древних народов оно имело сакральный смысл, следы которого сохранились в обрядовой практике и у суваро-булгаро-чувашей, где копью отводилась особая роль. Существовал обычай, согласно которому после смерти мужчины в жилище устанавливалось копье с траурным флагом (шилĕк), прикреплённым под наконечником.

Суваро-булгарские копья (пики) заметно отличались от древкового оружия соседних народов, не входящих в состав Волжской Булгарии, и тюркских кочевников Юго-Восточной Европы и Южного Урала. В то же время стоит подчеркнуть несомненную схожесть типов копий (пик) суваро-булгар и Руси (особенно ее южных княжеств).

Метательные копья /дротики / сулицы (пемелли сăнăсем) позволяли поражать противника на расстоянии, были довольно эффективным оружием и в эпоху поздней бронзы получили широкое распространение.

При метании рукой дротик лучше сохранял правильную траекторию полета при условии, когда его боевой наконечник был тяжелее, чем древко. Поэтому при их изготовлении учитывалась эта особенность. Большое количество наконечников дротиков, найденные на территории Волжской Булгарии, свидетельствует о массовом их распространении.
Сила, доблесть и статус